МОУ "Шалинская средняя общеобразовательная школа" Пестречинского муниципального района РТ

Программа табличного процессора Excel – это программа обработки структурированных данных, хранящая и обрабатывающая данные в прямоугольных таблицах.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Ячейка – наименьший объект таблицы, поле на пересечении столбца и строки. Каждая ячейка имеет уникальное имя (адрес), который состоит из буквы столбца и номера строки.
Заголовок (столбца/строки) – область серого цвета над столбцом / и слева от строки.
Книга – документ MS EXCEL, состоящий из отдельных рабочих листов, хранящихся в одном файле.
Текст – любая последовательность символов, состоящая из букв. Текст в ячейках выравнивается по левому краю.
Число - последовательность символов, состоящая из цифр и знаков +, -, ( ), /, %, Е. Число в ячейках выравнивается по правому краю.
Формула – последовательность, которая может содержать числа, адреса ячеек, операторы, функции, знаки математических операции. Формула всегда начинается со знака = и не может содержать текст.
Диаграмма – графическое представление данных.

ЗАПУСК ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА
Для запуска MS EXCEL необходимо:
1) На панели задач щелкнуть кнопку ПУСК;
2) Подвести указатель мыши к пункту меню ПРОГРАММЫ;
3) Левой кнопкой мыши щелкнуть MS EXCEL;
4) Откроется окно документа MS EXCEL.
Для выделения отдельных ячеек ЭТ необходимо поставить курсор на нужную ячейку.

Создание и заполнение электронной таблицы

1. Поставьте курсор в ячейку А1 и наберите на клавиатуре заголовок таблицы «Итоговая успеваемость 10 класса на первое полугодие».
2. Отформатируйте строку, содержащую заголовок таблицы, для этого:
• выделите ячейки А1- J1;
• выберите в меню ФОРМАТ команду ЯЧЕЙКИ;
• в открывшемся диалоговом окне выберите закладку ВЫРАВНИВАНИЕ, поставьте флажок в поле ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯЧЕЕК и нажмите кнопку ОК .
3.Поставьте курсор в ячейку А4 и наберите на клавиатуре символ №.
4. В ячейке В4 напечатайте Ф.И.О.
5. В ячейке С4 – «Предметы»
6. В ячейках С5- Н5 названия предметов.
7. В ячейке J4 и А11 – «Средний балл»
8. В ячейке J4 и А12 – «Качество»
9.Заполните ячейки А6 –А10 цифрами от 1 до 5 с помощью АВТОЗАПОЛНЕНИЯ, для этого :
• введите в ячейку А6 значение 1, а в ячейку А7 - 2, выделите обе ячейки. На рамке на правом нижнем углу есть маленький квадратик. Если указать на него мышкой , он превратиться в тонкий крестик. Это маркер АВТОЗА-ПОЛНЕНИЯ;
• нажать на маркер АВТОЗАПОЛНЕНИЯ левой клавиши мыши и, не отпуская ее, протянуть вниз до ячейки А10;
• в результате вы получили цифры от 1 до 5.
10. Остальные ячейки таблицы, кроме столбцов и строк «Средний балл» и «Качество», заполните произвольно.
11. Сохраните созданный документ на рабочем столе в файле с именем «Динамика успешности».


Вычисления в таблице
Продолжаем работать с заготовленной таблицей. Вычислим средний балл по предметам и качество знаний каждого учащегося (по строкам) и по каждому предмету по столбцам).
Средний балл

Средний балл каждого учащегося вычисляется как сумма отметок по всем предметам этого учащегося , поделенная на количество предметов. Средний балл по предмету вычисляется как сумма отметок всех учащихся по данному предмету, поделенная на количество учащихся.
Чтобы посчитать средний балл каждого ученика необходимо в ячейку i6 ввести соответствующую формулу .
=(С6+D6+E6+F6+G6+H6)/6

Способ 1.
1) Установите курсор в ячейку i6;
2) Наберите знак = ;
3) В строке формул наберите знак левой скобки – ( ;
4) Щелкните указателем мыши на ячейке С6;
5) В строке формул наберите знак + ;
6) Повторите действия по адресам ячеек , указанных в формуле;
7) Закройте скобку и поставьте знак деления /6;
8) Нажмите клавишу ENTER;
9) В ячейке i6 отобразился результат вычисления по введенной формуле , саму формулу можно увидеть в строке формул и отредактировать в случае необходимости .

Способ 2.
1) Установите курсор в ячейку i6;
2) Наберите знак = ;
3) Выберите пиктограмму Мастер функции fx в панели инструментов СТАНДАРТНАЯ ;
4) В диалоговом окне выберите категорию СТАТИСТИЧЕСКАЯ, функцию – СРЗНАЧ, нажмите ОК, появилось новое диалоговое окно;
5) По необходимости передвиньте это диалоговое окно так, чтобы оно не закрывало строку сданными , по которым производятся вычисления (строка 6) ;
6) С помощью мыши выделите диапазон ячеек от С6 до Н6;
7) Убедившись, что в поле ЧИСЛО 1появилось надпись С6:Н6 нажмите кнопку ОК.
8) В ячейке i6 отобразился результат вычисления;
9) Сохраните изменения в документе;
10) Заполните оставшиеся ячейки столбца «Средний балл» с помощью копирования формулы, для этого необходимо :
 Выделить ячейку i6;
 Нажать на маркер АВТОЗАПОЛНЕНИЯ левой клавиши мыши и, не отпуская её протянуть вниз до ячейки i10;
 В результате в ячейках i7 – i10 вы получили соответствующие формулы;
11) Аналогично введите формулы для расчета среднего балла по каждому предмету в ячейки С11 – Н11;
12)сохраните изменения в документе.

Качество знаний
Качество знаний каждого учащегося вычисляется как сумма отметок «4» и «5» по всем предметам этого учащегося, поделенная на количество предметов. Качество знаний по предмету вычисляется как сумма всех отметок «4» и «5» по данному предмету поделенная на количество учащихся.
Чтобы посчитать качество знаний каждого ученика необходимо в ячейку J6 соответствующую формулу.
=(СЧЕТЕСЛИ(С6:Н6; «4»)+СЧЕТЕСЛИ (С6:Н6; «5»))/СЧЕТ(С6:Н6)
Для этого необходимо:
1) Установите курсор в ячейку J6;
2) Наберите знак =;
3) В строке формул наберите знак левой скобки;
4) Выберите пиктограмму Мастер функции fx в панели инструментов СТАНДАРТНАЯ;
5) В диалоговом окне выберите категорию СТАТИСТИЧЕСКАЯ, функцию – СЧЕТЕСЛИ, нажмите ОК, появилось новое диалоговое окно;
6) С помощью мыши выделите диапазон ячеек от С6 до Н6;
7) Убедившись , что в поле ДИАПАЗОН появилась надпись С6:Н6, в поле КРИТЕРИЙ введите цифру «4» и нажмите кнопку ОК;
8) Строке формул наберите знак +;
9) Повторите пункты 4-7, введите в поле КРИТЕРИЙ цифру «5»;
10) Закройте скобку и поставьте знак деления / ;
11) Выберите пиктограмму Мастер функции fx в панели инструментов СТАНДАРТНАЯ и в ней функцию СЧЕТ, нажмите ОК ;
12) В появившемся диалоговом окне в поле ЗНАЧЕНИЕ 1 введите диапазон ячеек от С6 до Н6 с помощью мыши и нажмите ОК;
13) В ячейке J6 отобразился результат вычисления;
14) Установив курсор в ячейку J6 выберите пиктограмму % в панели инструментов СТАНДАРТНАЯ для представления данных в процентах;
15) Сохраните изменения в документе;
16) Заполните оставшиеся ячейки столбца «Качество» с помощью копирования формулы;
17) Аналогично введите формулы для расчета качества по каждому предмету в ячейкиС12 – Н12;
18) Сохраните изменения в документе.
Построение графиков и диаграмм
1) Откройте файл с именем «Динамика успешности».
2) Постройте столбчатую диаграмму для сравнения качества знаний по предметам, для этого необходимо:
3) Выделить данные в строках «Предметы» (ячейки С5 – Н5) и «Качество» (ячейки С12 – Н12);
4) В панели инструментов СТАНДАРТНАЯ выбрать пиктограмму МАСТЕР ДИАГРАММ;
5) В диалоговом окне 1 на вкладке СТАНДАРТНЫЕ выбрать тип ГИСТОГРАММА, вид – пожеланию и нажать кнопку ДАЛЕЕ;
6) Убедиться , что полученная диаграмма в диалоговом окне 2 соответствует нашим представлениям, выбрать вкладку РЯД, в поле ИМЯ ввести имя ряда 1 «1 полугодие» или «1 четверть» и нажать кнопку ДАЛЕЕ;
7) В диалоговом окне 3 внимательно рассмотреть все вкладки ,заполнить соответствующие поля по своему желанию и нажать кнопку ДАЛЕЕ;
8) В диалоговом окне 4 выбрать место размещения диаграммы и нажать кнопку ГОТОВО;
9) Сохраните изменения в документе;
10) Самостоятельно расположите диаграмму относительно таблицы данных, чтобы они не загораживали друг друга (перетаскиванием, изменением размеров окна);
11) Сохраните результат.

Наложение графиков и диаграмм
Для анализа динамики успешности учителя сравним качество знаний по предметам за I и II четверти, наложив диаграмму качества за II четверть на построенную ранее диаграмму качества знаний за I четверть, для этого:
1) Выделите область ранее построенной диаграммы успешности I четверть;
2) Нажмите правую клавишу мыши и в открывшемся диалоговом окне выберите команду ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ;
3) В окне ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ выберите вкладку РЯД;
4) В поле РЯД добавьте ряд 2 и в поле ИМЯ введите имя ряда 2 «II четверть»;
5) В поле ЗНАЧЕНИЯ с помощью мыши введите диапазон ячеек «Качество» из таблицы успешности за II четверть;
6) Нажмите ОК;
7) Сохраните результат.

Далее, посмотрим
<Итоговую ведомость учета успеваемости и посещаемости 9А класса Шалинской средней обшеобразовательной школы на II четверть за 2007-2008 учебный год>

Посмотрим пример: 1. диаграммы анализа динамики итоговой успеваемости учащихся 9А класса за II четверть по предметам:


2. Диаграммы анализа успешности учеников:

Из диаграмм очень хорошо видно качество полученных результатов и учитель может использовать информацию о результатах усвоения учащимися знаний для анализа образовательного процесса.

Список литературы: «Информационные технологии в управлении образовательным учреждением» Заславская О.Ю., Сергеева М.А., Учебное пособие,-2006.

Hosted by uCoz