Яндекс.Погода

Метод проектов в развитии творческого мышления учащихся

«Использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся»

Учитель информатики Миннезифа Шакуровна Гимадиева

 

Немного о себе

Моя школьная деятельность

 

 

Содержание

Введение.
1. Проектный метод в преподавании.

2. Основные требования к использованию метода проектов
3. Характеристики успешных проектов.
4. Разработка мультимедийный проектов с помощью программы РоwегРоint.
5. Творческие задания и проекты, создаваемые в Мiсгоsоft Ехсеl.
6 . Работа в графическом редакторе Paint.

7. Использование языков программирования.
8. Составление проектов для уроков математики и для других предметов.

Заключение.
Список литературы

 

       Введение

       Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.
Информатика хотя, стала изучаться сравнительно недавно, но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения. Сначала проекты составлялись в школе с использованием языков программирования (Ваsiс, Раsсаl), сейчас же их изучают мало, и в настоящее время проектная деятельность в информатике базируется на прикладных программах (презентации, электронные таблицы, базы данных, язык гипертекстовой разметки НТМI).

Большую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания школьников играют такие методы обучения, как метод проектов.

          Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. “Если бы удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску”, - так многие авторы определяют понятие “метод обучения”.

1. Проектный метод в преподавании
         Основной целью проекта   является формирование  творческого мышления учащихся.                                                                                           Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирал для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.
     В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.
   Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, Направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.
    Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означал в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Это понимание близко, но несколько отличается от того, которое сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь проект — замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.

В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:
• развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию,  развитии критического мышления;
• самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
• решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
• сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).
i  Историческая справка о методе проектов
        
Метод проектов — не новое явление в педагогике.
Возник он в начале ХХ века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-З0-е годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально ею называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.
   Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы. Четкое планирование действий, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственность участников проекта за свою часть работы, регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов. Метод проектов эффективен в том случае, когда в учебном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей. Применение исследовательских методик (например, исследование демографических или экономических проблем в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема распространения СПИДа, проблема влияния кислотных дождей на• окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах и пр.). Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания.

           Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателей. Использование проектного метода обучения позволит:
— индивидуализировать обучение;
— актуализировать знания и умения;
— изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы;
— выполнять работу каждому ребенку (что очень важно) в собственном ритме;
— организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учеников в процессе их совместной исследовательской работы.
     Главная педагогическая цель любого проекта — формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.
Внешние (видимые) компетентности проявляются, как правило, в форме умений и способов деятельности. Поэтому один из понятных и вполне грамотных путей формулировки целей проекта — выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков.

       2. Основные требования к использованию метода проектов:

     Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

    Главной задачей современной школы является научить школьника самостоятельно учиться, получать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты обработки. Вызвано это все более увеличивающимся потоком информации, который обрушивается на человека ежеминутно. Использование традиционной системы обучения, когда учитель дает сумму знаний, ученик получает, закрепляет на практических занятиях, учитель затем контролирует качество усвоения, эти задачи решить не может.

     Думается, что в процессе изучения той или иной темы перед учеником нужно ставить проблему, решая которую, он вынужден искать информацию, способы решения проблемы, анализировать результаты решения, корректировать свою исследовательскую деятельность (методика поставленных задач). Эта методика делает учебный процесс более эффективным, так как обучающийся лучше усваивает полученные знания и может выбрать оптимальный набор информации, необходимый ему в жизни.

Организовать решение задач можно через учебно-проектную деятельность. Под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченного учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

   В школе его можно рассматривать как метод, направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности.

Применение проектного метода обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных элементов компьютерных технологий.  В зависимости от объема проекта различается и его оценка: сравнение работ участников проекта, степень индивидуальности можно осуществить внутри группы, класса, если проект небольшой, затрагивает небольшую тему. Можно защиту проекта осуществить при изучении темы проекта на уроке по соответствующему предмету.

   Ниже предложен список таких умений и навыков, формирующихся в процессе проектной деятельности, который, естественно, может быть дополнен и расширен.
1. Рефлексивные умения:
• умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;                       

 • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
• умение самостоятельно генерировать идеи, разрабатывать способ действия, привлекая знания из различных областей;
• умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
• умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
• умение находить несколько вариантов решения проблемы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной деятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• умения коллективного планирования;
• умение взаимодействовать с партнерами;
• умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
• навыки делового партнерского общения;
• умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
• умение проектировать процесс (продукт, изделие);
• умение планировать деятельность, время, ресурсы;
• умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
• навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
• умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.);
• умение участвовать в дискуссии;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• умение находить компромисс;
• навык интервьюирования, устного опроса и т.д.
7. Презентационные умения и навыки:
• навыки монологической речи;
• умение уверенно держать себя во время выступления;
• артистические умения;
• умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
• умение отвечать на незапланированные вопросы.

Преимущество проектного метода обучения:

— навыки работы в команде;
— навыки общения;
— междисциплинарные навыки;
— развитие индивидуальных навыков участников проекта;
— работа с личным сознанием.
     Проектная деятельность, в какой — либо отдельно взятой школе (гимназии, лицее, училище, колледже) может осуществляться по следующим основным направлениям:
- общие проекты (олимпиады, конкурсы);
— проектная деятельность в воспитательной работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные мероприятия);
— проектная деятельность в учебном процессе (проект как вид задания, проект как переводной экзамен);
— международные проекты (совместное творчество школьников разных стран).

     Проекты могут быть межпредметными и требовать привлечения знаний из разных дисциплин образования.
        На основе анализа опыта проведения проектов и можно построить их типологию.
По доминирующей в проекте деятельности:
• исследовательские;
• информационные;
• творческие;
• игровые;
• практические;
• ознакомительно-ориентировочные.

По предметно-содержательным областям:
монопроекты (в рамках одной предметной области);
межпредметные.
По характеру координации:
• с открытой, явной координацией;
• со скрытой координацией (это относится главным образом к телекоммуникационным проектам).
По характеру контактов:
• внутренние или региональные (в пределах одной страны);
• международные (участники являются представителями разных стран).
По количеству участников:
• личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
• парные (между парами участников);
• групповые (между группами участников);
• школьные (внутри одной школы);
• региональные;
• российские;
• международные.

По продолжительности выполнения проекта:
• краткосрочные (несколько уроков);
• средней продолжительности (от недели до месяца);
• долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Содержательная специфика проекта определяется по доминирующей в проекте деятельности учащихся.

Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию    актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта. Определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

   Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
      Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматургической форме, празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной игры, экспедиции и пр.
  Ролевые, игровые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приклю-ченческая.
   Ознакомительно-ориентировочные (информационные проекты). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:
         Цель проекта -> предмет информационного поиска —> поэтапный поиск информации с обозначением промежуточных результатов —> аналитическая работа над собранными фактами —> выводы —> корректировка первоначального направления (если требуется) —> дальнейший поиск информации по уточненным направлениям —> анализ новых фактов —> обобщение —> выводы, и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта —> заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка) —> результат (статья, реферат, доклад, видеофильм и пр.).
   Практико-ориентировочные (прикладные проекты). Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, — по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого и прочего характера, проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта.

    При этом изменяется роль учителя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности учащихся. Его задача — научить детей учиться самостоятельно.
        Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.
       Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни. Они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным. Созданные в результате проекты наглядно демонстрируют высокую эффективность этого метода.
       Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой правильного проектирования своей деятельности, планирования своей работы. Сегодня любой человек должен предвидеть свою жизнь, идти навстречу новому. То есть быть способным проектировать взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.
        Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей.

         Применение средств информационных технологий в процессе обучения методом проектов способствует:
• формированию у учащихся определенных знаний, умений и навыков для осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой;
• развитию наглядно — образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;
• поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности;
• развитию эстетического восприятия любых объектов;
• формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации;

• развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность;
• развитию пространственного воображения и пространственных представлений учащихся.
   Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, являются мощным инструментом для наглядного представления учебной информации.
    Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника — его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
      
Идея проектирования очень эффективна:
— ученик работает над какой-то темой определенное время, лучше, если она выбрана им самим, интересна ему;
— ученик имеет конкретную цель, использует знания, приобретенные на других уроках;
— ученик получает в итоге результат своего труда, который можно посмотреть, распечатать и использовать.
   Метод проектов предполагает, что вначале некоторое количество занятий посвящается преподаванию теоретического материала. В течение этого времени дети получают инструмент, при помощи которого они в дальнейшем смогут решить поставленную перед ними задачу.
    Метод проектов позволяет организовать применение полученных знаний для решения той или иной проблемы. Это исследовательский метод. Главное и, пожалуй, самое трудное — это поставить вопрос, ответ на который побудил бы учащихся провести маленькое исследование.
    По ходу работы ученики могут использовать компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы. То есть первично все же не использование компьютера на уроке, а пробуждение мыслительной, исследовательской деятельности школьников.                                                 

     Работа над проектом предполагает следующие этапы:
I этап_____ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
II этап_____ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Ш этап_____ РЕФЛЕКСИВНЫЙ
I
V этап_____ ТЕХНИЧЕСКИЙ
V этап_____ ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Рассмотрим коротко поэтапно.

                         I этап_____ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ:
— выбор и осмысление предмета исследования (рассмотрения);                  

 — формулирование темы проекта (желательна необычная формулировка);
— формулирование проблемных вопросов;
— осмысление и первичное формулирование целей и задач проекта;
— первичное определение логики изложения и структуры проекта. Общая тема проектов сообщается учащимся в самом начале учебного года (в начале изучения темы, конкретно к какому-либо уроку или его фрагменту). Ученики выбирают тему своего индивидуального проекта.

                        II этап_____ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ:

— поиск и подбор материала по выбранной теме;                                                      

 — подготовка <домашней страницы» — Карты презентации.
Домашним заданием является поиск и подбор материала по теме проекта, выполнение практических упражнений, решение задач.
                                III этап_____ РЕФЛЕКСИВНЫЙ:
— окончательная формулировка целей и задач проекта;
— корректировка логики изложения и структуры проекта;
— формулирование выводов в соответствии с целью и задачами проекта.
                                IV этап____ ТЕХНИЧЕСКИЙ:
— графическая часть (создание, подбор, сканирование иллюстраций);
— подготовка слайда «домашней страницы» — Карты презентации;
— текстовая часть (набор и форматирование текста);
— компоновка страницы, слайда, сайта (оформление);
— работа над презентацией (сайтом, бюллетенем и т.п.).

   На уроках информатики учащиеся осваивают ту или иную технологию (изучаются презентации, язык конструирования и разметки документов НТМL

                         V этап_____ ЗАЩИТА ПРОЕКТА
   
Оформление и защита проектов позволяют определить степень овладения учащимися изучаемого материала.
Это возможность рефлексии, самооценки собственных результатов.
     Защита проектов происходит на научно-практической конференции в рамках математической недели или любой предметной недели.
Работу с проектом можно продемонстрировать следующей схемой.             

Тема проекта    ................................
Исполнители:

Структура проекта:

 

 При этом оценивается:

• содержание проекта,                                                                                                                                                                       

 • его актуальность,
• авторские выводы,
• авторские находки,
техническое исполнение,
• сама защита,
• умение представить свою работу,
• ответить на вопросы товарищей,
• умение отстаивать свою точку зрения,
• умение держаться на сцене и говорить.
    Ребята испытывают удовольствие, удовлетворение от результатов своего труда, который могут использовать другие ученики для изучения. Чем выше востребованность результатов труда, тем с большим старанием и ответственностью работают дети. Проектный метод демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.
Для совершенствования и систематизации накопленного опыта необходимо создавать банк проектных работ. Преподаватели, использующие проектный метод в учебном заведения, обязательно создадут и будут постоянно пополнять электронную библиотеку проектов учащихся.
         3.  Характеристики успешных проектов
• Учащиеся находятся в центре образовательного процесса.
  
Проекты дают возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. Учащиеся активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта.
Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и программе обучения.
 
При разработке проекта за основу принимают центральные понятия учебной программы, соответствующей местным или национальным образовательным стандартам. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения.

• Проекты управляются Основополагающими Вопросами.
  
Проекты помогают учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в Основополагающем Вопросе, Вопросах Учебной Темы, Частных Вопросах. Эта триада помогает учащимся погрузиться в сложные проблемы реального мира и исследовать их.
• Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.
 
Задачи, стоящие перед учащимся на каждом этапе проекта, четко сформулированы, и их выполнение контролируется с помощью  различных типов оценки и многочисленных контрольных точек. Учащиеся имеют доступ к руководствам по выполнению заданий и знают, что от них требуется. В рамках проекта есть возможность рефлексии и обратной связи.
• Проекты имеют связь с реальным миром.
Темы проектов связаны с жизнью учащихся и миром за пределами класса. Это означает, что учащиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИТ.
• Учащиеся представляют свои достижения через конечный продукт исследования.
Проекты обычно заканчиваются тем, что учащиеся демонстрируют свои знания через конечные продукты исследования или презентации. Конечные продукты исследования дают учащимся возможность самовыражением и осознания самостоятельности учебной деятельности.
ИТ обеспечивают и повышают эффективность обучения.
МТ используются для развития мыслительных умений и знаний по предмету. Деятельность учащихся не ограничивается работой в классе. Они взаимодействуют с удаленными классами, делятся информацией на web-сайтах или проводят презентации за пределами класса, решал реальные проблемы.
• Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.
Работа над проектом способствует развитию метапознавательных и познавательных мыслительных умений, таких, как самооценка, решение проблем, принятие решений.
• Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили учения.
Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность вовлечения каждого ученика в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с учителем и одноклассниками, и т.д.

4. Разработка мультимедийных проектов с помощью программы Power Point

Power Point файл презентаций, который имеет расширение имени .ppt и содержит набор слайдов. Программа предоставляет пользователю большое количество шаблонов презентаций на различные темы. Кроме того, можно изменить художественное оформление любого шаблона презентации, выбрав дизайн по своему вкусу. Мультимедийные документы отличаются от обычных тем, что, кроме традиционных текстовых и графических данных, могут содержать звуковые и музыкальные объекты, аниминированную графику.  Проекты обычно содержат управляющие элементы. Например,

·      интерактивность – возможность для человека управлять ходом презентации при ее просмотре.

·      гиперссылка –какой-либо объект слайда ( рисунок, заголовок, текст и т.д.)

·      анимация –движение какого-либо объекта.

   Презентации можно создавать для любой школьной дисциплины или классных часов. Компьютерные презентации применяются в рекламе, при выступлениях, на конференциях и совещаниях, используются в процессе объяснения нового материала.

        В данном презентации «Создание презентации» подробно рассмотрен проектный метод составления презентации.

5. Творческие задания и проекты, создаваемые в Мiсгоsоft Ехсеl

    Электронные таблицы (табличные процессоры)- это компьютерные программы, имеющие вид таблицы, в ячейках которых могут находиться данные различных типов: тексты, даты, формулы, числа и т.д. Они предназначены для работы экономистов, бухгалтеров, инженеров, т.е. всех тех кому приходится   работать с большими массивами числовой информации. При помощи Мiсгоsоft Ехсеl можно создавать интересные и красочные проекты. Например, составить таблицы и построить графики основных функций, изучаемых в математике: параболу, гиперболу, кубическую параболу, тригонометрические функции, логарифмическую и показательную функции, степенную функцию, построить диаграммы. Также можно применить для выявления динамику успеваемости учащихся по предметам и качества знаний.      

       На уроках с учениками изучаем как построить и как форматировать графики и диаграммы. Ученикам  можно давать сделать графики любых типов функции. Например, урок «Построение графиков четных и нечетных функции» и презентация "Создание графиков"» еще инструкция по созданию графиков "Инструкция""

 

  6 . Работа обучаемого в графическом редакторе выявляет уровень развития образного мышления и помогает его совершенствованию. Графические редакторы позволяют ему легко строить сложные геометрические объекты, изучать их преобразования (растяжение, сжатие, сдвиг, поворот, отображение), строить произвольные проекции. Все это способствует развитию у обучаемых пространственного воображения. Универсальность современных графических редакторов делает их вполне уместными для компьютерного проектирования в различных жизненных ситуациях. Учащиеся создают свои проекты в среде графического редактора Paint и эти работы можно презентовать c помощью Power Point.

      Для подготовки каждого, на первый взгляд простого рисунка в среде графического редактора Paint учащийся должен овладеть основными навыками работы в графическом редакторе, разработать алгоритм “вырисовывания” предложенного рисунка. После выполнения задания ведется групповое обсуждение, при котором каждый учащийся сможет дополнить свои знания, будут предотвращены ошибки, оказана помощь слабым ученикам. Завершительным этапом становится защита проекта (оценивание внешнего вида проектной работы, уровня творчества), выделение лучших работ, подведение итогов выполнения проекта.

     Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу. Поэтому завершающим этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. При защите учащиеся обосновывают причины и актуальность выбранной темы, доказывают правильность выбранной структуры, ее оригинальность, описывают проблемы, возникшие при создании проекта и пути их реализации, представляют полученный продукт. При оценивании проекта учитываются мнения и рекомендации одно-классников.

7. Использование языков программирования

    Программирование  важный раздел курса «Информатик а и ИКТ». Программирование очень хорошо тренирует ум, развивает у человека логическое и комбинаторное мышление. Это не только полезное, но и очень интересное занятие. Программирование осуществляется на языке Бейсик. Этот язык программирования наиболее прост и доступен для школьников. Систему программирования называют также средой проектирования. Учащиеся должны научиться создавать пусть не очень сложные, но настоящие программные приложения.- или свои проекты. При этом у них развивается навыки алгоритмизации и программирования; формируется умения образного и теоретического мышления также умения планировать свою деятельность.       

            При изучении темы «Графика в Бейсике»  начальных знаний по программированию не требуется. Ученик уже владеет знаниями основ работы на ПК. Ученики при изучении курса «Компьютерная графика»  рассмотрели применение основ компьютерной графики в различных графических программах; научились создавать собственные изображения; они знают особенности, достоинства, недостатки растровой и векторной графики; и знают от чего завсит качество изображения в компьютере; как расположена система координат графического поля и умеют находить координаты точки; способы получения цветовых оттенков ; способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;

    При изучении темы «Графика в Бейсике» придется изучать операторы машинной графики. Это те операторы, с которыми можно проекти-ровать. Их можно даже назвать простейшими инструкциями рисования. У меня для этого есть тоже презентация. На одном уроке можно изучать эти операторы. Использование проектной деятельности позволяет учащимся быстро и успешно усваивать знания по курсу, уметь создавать самостоятельные программы и проекты, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность. Показ презентации с графическими инструкциями помогает развивать у учащихся эстетический вкус, творческое воображение.

          

    8. Составление проектов для уроков математики, например, "Зачем человеку нужны измерения" и для других предметов

    В основе проекта лежит какая-либо проблема. Конечно, для ее решения требуются знание основного курса информационных технологий и разнообразные предметные знания. Кроме того, школьники должны владеть определенными учебно-организационными, интеллектуальными, коммуникативными, учебно-информационными и творческими умениями. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

В практике своей работы при создании проектов я пытаюсь сотрудничать с учителями-предметниками. Разработка межпредметных проектов становится полезной не только для закрепления основных умений и навыков при работе с программными продуктами, но и очень эффективна для репродуктивного воспроизведения знаний по другим учебным дисциплинам, а также более эффективного их запоминания. Кроме этого, обучающиеся при выполнении межпредметных проектов учатся применять ранее изученные знания в совершенно новых условиях при выборе более наглядной формы представления информации, а также программного продукта для их отображения. При выполнении "исследовательских межпредметных проектов" обучающиеся овладевают навыками исследовательского труда: самостоятельно или под руководством учителя информатики и учителей-предметников пытаются сформулировать тему, проблему и задачи проекта, используют различные источники информации для сбора материала, проводят анализ собранной информации, презентацию готовых работ.

 

Заключение.
     
Таким образом, главным результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению информатики, развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках информатики позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса.

    В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий.

    Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики. Предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), а также позволяет каждому обучающему работать в своем индивидуальном режиме, что в свою очередь позволяет реализовывать здоровье-сберегающие технологии в обучении.

      Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В решении проблем растет и развивается личность.

   Учащиеся со своими работами участвовали в районных и республиканских конкурсах; стали победителями и заняли призовые места.

Список литературы:

1. Информатика 9-11 классы. “Проектная деятельность учащихся» .Э.С.Ларина. Издательство «Учитель» Волгоград. 2009г.

2. Информатика 10 класс. «Проектная деятельность».   М.Г.Гилярова. Издательско-торговый дом Волгоград 2008г.

3. Изучение языка программирования QBASIC. 9 класс. М.Г.Гилярова. Волгоград Издательство «Учитель-АСТ» 2005г.

4.Информатика 9 класс. Н Угринович, Л.Босова, Н.Михайлова. Москва. Лаборатория Базовых  Знаний,2007.

5.Информатика 10-11класс. Н Угринович, Л.Босова, Н.Михайлова. Москва. Лаборатория Базовых  Знаний,2005.

6.Информатика и ИКТ 10кл.(Базовый уровень) Под редакцией Н.В.Макаровой. – СПб: Питер, 2008 г.

 

 

Hosted by uCoz